Аппаратное лечение косоглазия у детей

Косоглазие у ребенка (страбизм, гетеротропия) – распространенное заболевание детского возраста с несимметричным взглядом: он не фиксируется на объекте – глаза движутся несинхронно друг с другом.

Такое нарушение мешает ребенку правильно развиваться. Лечение наиболее эффективно до 7 лет.

Зачем лечить

Природа наделила нас бинокулярным зрением – возможностью видеть предметы объемными, оценивать их толщину, расстояние до них и скорость движения. При косоглазии такая способность нарушается.
Мозг получает информацию от двух глаз одновременно, но от косящего она размытая и нечеткая, поэтому отбрасывается за ненужностью. Со временем работа глаза тормозится, проблемный орган становится «ленивым», видит все хуже и перестает работать вообще.

Формируется плоское зрение с множеством неудобств и запретов:

• острота зрения заметно снижается уже к трехлетнему возрасту
  • будущий профессиональный выбор ограничивается– недоступны работы на высоте, а также связанные с ориентированием в пространстве, точными движениями, мелкими деталями
  • глаза привыкают к неправильному расположению и доставляют психологический дискомфорт
  • водительские права без коррекции получить невозможно

Виды косоглазия

Физиологическое косоглазие у ребенка наблюдается в первые 3 месяца жизни, связано с незрелостью глазодвигательных мышц и всей нервной системы.

1. По времени возникновения косоглазия у детей как болезни оно бывает:

• врожденным – заметно в первые дни и сохраняется постоянно
    • приобретенным – появляется в любом возрасте вследствие различных причин
  2. В зависимости от стороны отклонения различают:

• сходящееся косоглазие – со смещением к носу
    • расходящееся – к виску
    • вертикальное – с движением одного глаза кверху или книзу
    • комбинированные виды
  3. По характеру смещения:

• одностороннее – с одним аномальным глазом
    • альтернирующее – с переменной аномалией то одного, то другого
  4. По стойкости проявления:

• периодическое
    • постоянное

Врожденная форма

Врожденная форма детского косоглазия – следствие:

• аномальной закладки органов в эмбриональном периоде
  • патологической беременности на фоне интоксикаций, облучения, травм
  • хромосомных и генетических нарушений при болезни Дауна, гидроцефалии, опухолей мозга

Приобретенная форма

Приобретенное косоглазие появляется в 2-3 года на фоне:

• последствий перенесенных в раннем возрасте инфекционных заболеваний с поражением мозга–кори, ветряной оспы, менингитов, энцефалитов
  • аномалий рефракции – близорукости, дальнозоркости, астигматизма
  • черепно-мозговых травм, утраты функции одного глаза
  • психологического потрясения и стресса
  • несоблюдения гигиенических норм с длительным зрительным перенапряжением

Расходящееся косоглазие

Расходящееся косоглазие чаще врожденное. Приобретенное возникает вторично как следствие плохого зрения при близорукости.

Сходящаяся аномалия

Сходящаяся аномалия– это ответ на выраженную дальнозоркость или серьезную патологию глаз – катаракту, наследственное заболевание, новообразование в мозге.

Вертикальное косоглазие

Вертикальное косоглазие развивается при бездействии глазодвигательных мышц после родовой травмы, нейроинфекции или опухолевого процесса.

Точную причину косоглазия установить удается не всегда, однако ранняя диагностика заболевания позволяет провести успешное лечение и избавиться от дефекта.

Как определить

Детское косоглазие развивается постепенно и заметно не сразу. В домашних условиях наблюдательные родители обращают внимание на особенности поведения малыша:

• ребенок вытягивает голову и наклоняет ее под необычным углом при рассматривании неподвижных изображений
  • после 5 лет жалуется на раздвоение предметов вокруг себя и их нечеткое видение
  • наталкивается на стоящие перед собой предметы
  • не может сосредоточить взгляд на одном месте
  • закрывает один глаз при ярком освещении
  • указывает на боль в голове

Перед походом к врачу проводят простые тесты дома:

Малышу предлагают внимательно посмотреть на предмет. Луч фонарика направляют в сторону глаз. При отсутствии косоглазия световой блик симметрично попадает в центры роговиц.

Просят закрыть один глаз и перенести взгляд на игрушку. Косящий глаз смещается в сторону, а при открывании здорового возвращается в прежнее положение.

Врач-окулист:

• подробно расспрашивает родителей об особенностях беременности и родов, о времени появления первых симптомов и их зависимости от внешних обстоятельств, выслушивает жалобы ребенка
  • по возможности проверяет остроту зрения
  • проводит инструментальную и аппаратную диагностику бинокулярного зрения
  • дополнительно назначает ультразвуковое исследование органа
  • осматривает глазное дно

После завершения осмотра офтальмолог дает точный ответ на вопрос о наличии косоглазия у ребенка и возможностях его коррекции, при необходимости рекомендует обследование и лечение в клинике.

Этапы консервативного лечения

Лечение косоглазия у детей проводят в домашних и стационарных условиях. После завершения комплекса диагностических мероприятий, выяснения причины и вида косоглазия у ребенка переходят к консервативной терапии.

В детском возрасте дополнительно проводят аппаратные послеоперационные процедуры для формирования устойчивых бинокулярных функций.

Дети смотрят мультфильмы с изменяющейся четкостью изображения. Мозг учится обрабатывать сигналы уже при откорректированной системе зрения.

Важно! Болезнь нужно устранить до 7 лет. Операция не влияет на остроту зрения и не отменяет ношение очков.

Нужны для снятия напряжения с глазодвигательных мышц. Их выполняют в очках или специальных линзах.

Косоглазие у детей лечится длительно. Упражнения становятся обязательным пунктом в ежедневном режиме дня.

В 1-3 года

Выполняют при хорошем настроении у ребенка:

1. Малыша усаживают напротив себя и на расстоянии 30 см от лица показывают игрушку
  2. Перемещают ее в разные стороны
  3. Ребенок следит за предметом только глазами, голову не поворачивает, ее удерживает взрослый

Детям этого возраста нравится продевать веревочки в отверстия, им полезны игрушки-шнуровки.

В 3-7 лет

При тренировках укрепляются мышцы глаз:

• заранее готовят картинки для поиска отличий. Во время игры взгляд малыша многократно перемещается между похожими изображениями
  • ребенку предлагают попеременно зажмуривать и открывать глаза
  • он смотрит сначала на метку из цветной бумаги на оконном стекле, затем вдаль
  • воздушный шарик или другую яркую игрушку прикрепляют к карандашу, водят им в разных направлениях. Наблюдают, как ребенок следит за перемещениями
  • перебирают фасоль, распутывают клубки ниток, рисуют, раскрашивают – лечение превращают в занимательную игру

В школьном возрасте

Дети продолжают упражнения с меткой – поочередно смотрят на удаленные и приближенные объекты. Выполняют медленно до 5 раз перед сном.

Профилактика

Первичные мероприятия предупреждения косоглазия у детей сводятся к здоровому образу жизни матери еще при планировании беременности и во время нее. После рождения ребенка:
Избавиться от косоглазия – непростая задача для ребенка и его родителей. Она требует значительных усилий и силы воли. Раннее начало лечения повышает качество жизни маленького пациента и шансы на успех терапии.
  • детскую кроватку устанавливают в светлую комнату ближе к окну
  • соблюдают расстояние от висящих игрушек до глаз (не ближе 50 см)
  • в раннем возрасте не позволяют игры на телефоне и компьютере
  • следят за освещением рабочего места при чтении и письме
  • регулярно посещают офтальмолога– начало болезни не всегда заметно для родителей

Специалисты клиники Your Med знают, как сделать ребенка здоровым и счастливым. Верните малышу яркие образы детства. Запишитесь на консультацию.